Воспоминания коллег



М.Ф. ИВЛИЕВА
к.ю.н., заведующая кафедрой финансового права МГУ им. М.В. Ломоносова
 
Категории «финансы» и «финансовая деятельность государства» в научном наследии профессора А.И. Худякова

 

Автор настоящей статьи формально никогда не была ученицей Алексея Ивановича Худякова, но научные идеи этого блестящего ученого оказали столь значительное влияние на формирование ее представлений о финансовом праве, что  она все-таки считает себя его ученицей.

Впервые я познакомилась с Алексеем Ивановичем в конце 80-х годов прошлого века, во время его приездов в Москву на кафедру административного и финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В то время финансовое право на юридическом факультете преподавали мой научный руководитель профессор С.Д. Цыпкин и доцент В.В. Бесчеревных. Алексея Ивановича связывали очень теплые отношения с профессором Цыпкиным. Приезжая в Москву, Алексей Иванович принимал участие в заседаниях нашей кафедры. Волею судьбы он оказался участником обсуждения первого варианта диссертации С.Г. Пепеляева «Гражданин как субъект финансовых правоотношений». При написании данной диссертации впервые в науке финансового права был использован естественно-правовой метод исследования, что вызвало замечания к содержанию работы со стороны представителей советской правовой науки – профессоров
Ю.М. Козлова, А.П. Алехина. Алексею Ивановичу работа С.Г. Пепеляева понравилась, он указывал на ее новаторский характер. Позднее, в 1992 г., я получила от
А.И. Худякова положительный отзыв на автореферат своей кандидатской диссертации, поддержка Алексея Ивановича меня очень воодушевила, помогла при защите диссертации.

К сожалению, расцвет научной деятельности профессора Худякова пришелся на трагичный и переломный период в истории нашей страны. Были потеряны научные связи между бывшими республиками СССР,  преемственность и традиции в науке финансового права. Немногие из молодых российских ученых смогли ознакомиться с содержанием докторской диссертации А.И. Худякова, его статей, посвященных предмету и системе финансового права, теории финансового договора. Мне и моим коллегам повезло больше: Алексей Иванович не забывал о своих московских коллегах, присылал нам свои работы, опубликованные в Казахстане и Санкт-Петербурге. Мы всегда с огромным интересом знакомились с научными взглядами, особенно с теми, которые относились к предмету финансового права как отрасли права, его основным категориям.

Финансовое право в конце 90-х годов прошлого столетия стало одной из основных отраслей права. Публичные финансы имеют огромное значение для общества и его граждан, они служат материальной основой самого существования государства, обеспечивают выполнение его основных функций.

Финансово-правовая наука за долгий период своего развития выработала понятия, выражающие наиболее  существенные свойства юридической деятельности в области государственных финансов (1). Эти понятия – категории вошли неотъемлемой частью в систему знаний, составляющих финансово-правовую науку. Они образуют ее основное теоретическое ядро, основу науки финансового права.

К.С. Бельский в своей замечательной работе о развитии финансового права «Финансовое право: наука, история, библиография» впервые предложил  в качестве самостоятельного компонента предмета науки финансового права выделять исследование финансово-правовых категорий (понятий). Он подчеркивает, что наука финансового права характеризуется тем, что ее содержание образует система связанных и скоординированных основных категорий типа «государственные финансы», «финансовая деятельность государства», «финансовые акты», «финансово-правовые нормы» и т.д. В этих понятиях выражено главное, сущностное, что характеризует финансово-правовую действительность (2). Установление четкой категориальной системы создает в науке финансового права тот фундамент, на котором возможны дальнейшие исследования и поиски. Отсюда, по мнению К.С. Бельского, вытекает методологическая ценность категорий науки финансового права, необходимость их применения к исследованию финансово-правовых реалий (3).

А.И. Худяков также подчеркивал важность таких категорий, как «предмет финансового права», «финансы» и «финансовая система».  От содержания этих категорий зависят не только определение финансового права, но и границы финансово-правового регулирования и выбор его методов, что имеет важное значение для практики финансовой деятельности государства.

Такая базисная категория, как «финансовое право», являясь производной категорией от понятия «финансы», ставит перед правовой наукой задачу определения значения  данного понятия. Раскрытие содержания категории «финансы» играет важную методологическую роль в определении предмета финансового права в современных условиях, разграничении его с другими отраслями права. Уяснение значения категории «финансы» позволяет определить сферу применения финансового права, произвести четкое разграничение его с другими отраслями права.

В финансово-правовой и финансово-экономической науке традиционно рассматривают категорию «финансы» в двух ее аспектах: материальном и экономическом.

Материальный аспект категории «финансы» заключается в том, что данная категория довольно часто отождествляется с понятием «деньги». Наиболее наглядно это проявляется в бытовом обиходе, когда под финансами понимается денежная наличность. Отсутствие финансов в представлении рядового обывателя тождественно отсутствию денежных средств.

На денежный оборот как материальную основу финансов указывают и представители как советской, так и современной российской экономической науки (4). В трудах советских экономистов указывалось, что финансы СССР представляют собой денежную форму распределения общественного продукта (5).

Безусловно, категория «финансы» не является синонимом понятию «деньги», хотя и в бытовом обиходе, и в экономической науке можно встретить и такое отождествление: под финансами понимается вся денежная масса, оборачивающаяся в стране. Денежный оборот составляет материальную основу финансов, однако деньги выступают основой и в других отношениях, регулируемых иными отраслями права – гражданским, трудовым  и др. Финансы представляют собой денежные отношения, но не охватывают всех денежных отношений, существующих в обществе (6). Функции денег весьма многообразны, они являются мерой стоимости, средством обращения, средством платежа, средством накопления. Отношения, в которых используются деньги, весьма многообразны, однако вряд ли они регулируются нормами финансового права. Товарно-денежные отношения регулируются гражданским правом, выплата заработной платы – трудовым и т.д. Если признать, что финансы тождественны деньгам, то тогда предметом финансового права стали бы те отношения, которые никогда данной отраслью не регулировались.

Между тем в начале 90-х годов в правовой науке наблюдалась значительно выраженная тенденция расширения предмета финансового права за счет включения в него всех отношений, носящих денежный характер. В некоторых учебниках по финансовому праву появились главы, посвященные финансовой аренде (лизингу),  банковскому кредиту, другим институтам, относящимся к иным отраслям права (7).

Обращение к экономической науке позволяет нам определить, на какой стадии воспроизводственного процесса  возникают финансовые отношения, – на стадии распределения (8). В сфере обмена и потребления  возникают иные отношения, большая часть из которых является отношениями купли-продажи, но они не являются финансовыми отношениями.

 Экономисты, придерживающиеся той точки зрения, что финансовые отношения возникают лишь на стадии распределения (9), охватывают понятием «финансы» денежные средства государства (муниципальных образований) и юридических лиц, производя деление «финансов» на частные и государственные в зависимости от формы собственности. К государственным финансам относят финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства, государственный бюджет и финансы государственного страхования. К частным относятся финансы предприятий, страхование, основанное на частной форме собственности, и так называемые финансы домашних хозяйств (10).  

В основе такой классификации лежит форма собственности  денежных фондов.

Юридическая наука традиционно использует понятие «финансы» в еще более узком  значении, обозначая данной категорией только государственные фонды денежных средств. В данном качестве финансы выступают атрибутом государства, объектом публичных отраслей права. Частные же финансы выступают объектом частного права. П.М. Годме подчеркивал, что между государственными и частными финансами существует фундаментальное различие, заключающееся в том, что государственные финансы ориентированы на удовлетворение общественных потребностей, а не на получение прибыли, государство не руководствуется принципом доходности (11). 

Подводя итог изложенному, можно сказать, что для науки финансового права характерно использование категории «финансы» в материальном значении для обозначения тех денежных средств, которые находятся в собственности государства либо иных публичных образований.

Поскольку государственным (публичным) финансам свойственно стремление к их аккумуляции в определенном фонде, имеющем целевое назначение, порядок формирования и использования, то государственные финансы определяются как совокупность денежных фондов, находящихся в собственности государства либо муниципальных образований. 

Такой специфический подход к использованию термина «финансы» позволяет выделить сферу действия финансового права, отграничить ее от сферы действия тех отраслей, которые традиционно считаются смежными отраслями права. Прежде всего это касается сферы действия гражданского права, поскольку в его орбиту попадает большая часть денежных отношений. Частные финансы подчиняются законам частного права, законам рыночной экономики, публичные финансы находятся под воздействием публичной власти, порождаются актами данной власти. В частном хозяйстве стремления произвольны и беспредельны, в государственном они стеснены и ограничены пределами, вытекающими из идеи государства (12).

Государственные фонды денежных средств являются материальным выражением публичных финансов. Однако финансы как экономическая категория – это не просто денежные средства, а отношения по поводу образования и использования данных денежных средств. К финансовым относятся распределительные денежные отношения по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных публичных  денежных фондов (13).

Если в понятие «финансы» вкладывается то значение, на которое мы указали выше, то финансовыми будут являться отношения по образованию, распределению и использованию денежных фондов публичных образований. Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой денежные отношения, связанные с планомерным образованием в процессе распределения национального дохода  публичных  денежных фондов и использование этих фондов для удовлетворения общественных потребностей государства и муниципальных образований.

В науке финансового права до сих пор ведется дискуссия о том, включаются ли в определение финансов как экономической категории отношения по «использованию»  публичных денежных фондов. Впервые  вопрос об употреблении понятий «использование» и «расходование» денежных фондов при определении понятия финансовой деятельности государства поднял в конце 80-х годов
А.И. Худяков. Его точка зрения заключается в том, что использование денежных средств может происходить лишь в отношениях, где деньги меняются на товар, т.е. в товарно-денежных отношениях (14). Но товарно-денежные отношения финансовым правом не регулируются. Расходование денежных средств может осуществляться и в рамках финансовых отношений, например, когда речь идет о распределении денежных средств из одного фонда в другой. Соответственно, государственные финансы, как их определяет А.И. Худяков, представляют собой совокупность экономических отношений по формированию и распределению государственных денежных фондов (15). Однако данная позиция не нашла поддержки целого ряда ученых-финансистов, в большей части учебников по финансовому праву  при определении понятия финансов указывается на отношения, возникающие в процессе использования государством финансовых ресурсов (16). Дискуссия по данному вопросу не закончена, однако аргументы, приводимые А.И. Худяковым в обоснование своих выводов, видятся нам достаточно убедительными. Действительно, в рамках финансовых отношений осуществляется не использование, а распределение централизованных денежных фондов. Использование денежных средств может осуществляться только в отношении денежных фондов юридических и физических лиц, выступающих в качестве субъектов товарно-денежных, трудовых и иных отношений.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что категория «финансы» в значении, традиционном для юридической науки, означает  экономические отношения, возникающие по поводу формирования и распределения публичных фондов денежных средств. Урегулированные нормами финансового права, данные отношения приобретают форму финансовых правоотношений.

С такой категорией, как «финансы», тесно связана другая базовая категория финансового права – «финансовая деятельность государства». Это также важнейшая категория, позволяющая определять предмет финансового права.

Данная категория, в отличие от экономической категории «финансы», сформирована юридической наукой. Но в ее основе лежат базисные экономические категории,  а содержание определяется тем, какое значение вкладывается в понятие «финансы» на определенном этапе общественного и экономического развития.

Удовлетворение общегосударственных потребностей происходит не в порядке непосредственной концентрации государством соответствующих материальных ресурсов в натуральной форме, а посредством денег (17). Как указывалось выше, сосредоточенные  государством денежные средства, предназначенные для удовлетворения потребностей, связанных с выполнением функций государства, составляют государственные финансы. Государственные финансы в своем материальном выражении представляют собой совокупность денежных средств, имеющих государственную форму собственности,  но их образование происходит за пределами этой собственности. Осуществляя финансовую деятельность, государство действует не только в качестве собственника своих денежных фондов, но и в качестве политического субъекта, неизбежно вторгающегося в чужую, частную собственность (18).

Деятельность в целях концентрации в руках государства денежных ресурсов и их расходование в общегосударственных интересах  и образует финансовую деятельность государства. Но в силу двойственного положения государства и как собственника денежных средств, и как политического субъекта оно вынуждено решать и целый ряд организационных задач, направленных на построение денежной системы, установление порядка деятельности финансовых органов и учреждений.

Финансовая деятельность государства неизбежно выходит за рамки принадлежащих государству денежных фондов, государство вторгается в частную собственность, привлекая особыми, принадлежащими ему методами денежные средства граждан и предприятий для сосредоточения их в денежных фондах государства. В зависимости от особенностей экономического и политического развития и состояния государства финансовая деятельность может быть либо ограничена какими-либо сферами, либо, наоборот, ее объемы настолько велики, что пронизывают весь экономический уклад общества. Последнее характерно для стран с огосударствленной экономикой, к которым относился и СССР. Границы и содержание финансовой деятельности   советского государства определялись доминирующей ролью государственной формы собственности, что и определяло состав и структуру финансовой системы СССР, в которую включались как государственные финансы, так и финансы других форм собственности. Объективное экономическое содержание диктовало свое определение категории финансовой деятельности государства в условиях  тоталитарного государства. Обусловленное объективными политическими и экономическими факторами содержание категории «финансовая деятельность Советского государства» как «процесса планового собирания, распределения и использования денежных средств, с помощью которых обеспечивается практическое осуществление  задач и функций Советского государства» (19), породило точку зрения о необходимости ее замены на более «точную» и «скромную» типа «управление государственными финансами» (20). В основе такого подхода – страх перед ранее существовавшей экономической и политической системой, обусловившей содержание финансовой деятельности государства (21). В современный период ее содержание обуславливается изменившимися  социальными и экономическими условиями, рассматриваемая категория приобретает новые характерные черты.

На современном этапе экономического и политического развития России финансовая система государства в материальном смысле представляет собой совокупность фондов государственных  денежных средств и денежных средств муниципальных образований. Денежные фонды иных форм собственности не формируют финансовую систему государства, но они являются составной частью финансовой системы России. Такое разделение имеет принципиальное правовое значение, поскольку позволяет выделять объекты финансово-правового регулирования от тех объектов, которые регулируются иными отраслями права, например гражданским.

Литература:

1.  Финансовое право Российской Федерации /Под редакцией М.В.Карасевой. – М.: Юрист, 2002. – С.61.

2.  Бельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография. – М., 1995. – С. 13.

3.  Там же. – С.27.

4.  См. Финансы. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. – С.15.

5.  Финансы и кредит СССР. – М.: Госфиниздат, 1953. – С.11–13, 21.

6.  Александров А.М. Финансы СССР. – М.: Госфиниздат, 1955. – С.4.

7.  См. например: Финансовое право / Под редакцией Эриашвили Н.Д. – М., 2001; Мандрица В.М. Финансовое право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 448 с.

8.  Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. – М.: Финансы, 1994. – С.9.

9.  Общая теория финансов: учебник / Под редакцией Л.Д.Дробозиной. – М., 1995. – С.9.

10.      Финансы: учебник. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. – С.16.

11.      Годме П.М. Финансовое право. – М., 1978. – С.42.

12.      Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. – М.: Статут, 2002. – 555 с.

13.      Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. – Киев: Вища школа, 1983. – С.3.

14.      Худяков А.И. Указ.сочинен. – С.12.

15.      Худяков А.И. Указ.сочинен. – С.14.

16.      Финансовое право / Отв. редактор М.В. Карасева. – М, 2002. – С.18.

17.      Финансовое право. – М.: Юриздат, 1946. – С.3.

18.      Худяков А.И. Указ. сочинен. – С.20.

19.      Советское финансовое право. – М., 1982. – С.4.

20.      Бельский К.С. Указ. сочинен. – С.28.

21.      Об этатистском характере финансово-правовой доктрины советского государства и категориально-понятийном аппарате советской науки финансового права см.: Пацуркивский П.С. «Предмет и границы финансового права постсоциалистического государства» / Сб. «Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства». Вып. 1. – Черновцы: Рута, 2003. – С.21.

 

Опубликовано в журнале «Налоги и финансы» 11(24). Ноябрь, 2009